Унив

    Недалеко от Перемышлян расположено село Унив, в котором сохранился архитектурный комплекс одной из крупнейших христианских святынь Галичины – Святоуспенской Унивской Лавры. На сегодня не найдено письменных свидетельств о точной дате основания монастыря, однако в архивных документах начала XIV века Унив отмечается как известный духовный центр Галичины. С начала монастырь был православным и защищал православие в Галичине. К середине XV века монастырем занимались князья Гедиминовичи, а после них – представители рода Лагодовских.
    В 1549 году монастырь был разрушен во время татарского набега. В том же году опекуном монастыря стал Александр Ванько Лагодовский. Согласно древним преданиям, заболев, Ванька увидел во сне Богородицу, которая посоветовала ему искать неподалеку в лесу целебный источник. Чудесно исцелившись, шляхтич дает обет возродить уничтоженную обитель и возвести храм в честь Богородицы. В течение 1549-1574 годов была возведена каменная оборонительная церковь над источником, а впоследствии – четыре угловые башни и стены. Сохранилось надгробие Лагодовского – один из лучших образцов западноукраинской скульптуры эпохи Ренессанса, оригинал которого хранится в Олесском замке. Основой монастырского ансамбля остается храм Успения Пресвятой Богородицы.
    В монастыре хранятся Чудотворная Унивская икона Пресвятой Богородицы, частица Честного Животворящего Креста, частица гроба Господнего Иисуса Христа, частица гроба Пресвятой Богородицы и мощи святых.
   Известно, что в монастыре в 1606 году находился Иоанн Вишенский (православный монах, духовный писатель, публицист, ревнитель православия), который написал там «Послание Домникии».
   В 1648-1770 годах при монастыре действовала типография для учащихся, где были напечатаны известные старинные печатные книги. Здесь работали украинские книгопечатники Андрей Скольский, Дмитрий Кульчицкий, Симеон Ставницкий, а книги украшали гравюрами М. Зубрицкого, Е. Завадовского, Мини, М. Футлевича.
    Отдельно от зданий мужского монастыря на Чернечей (Монашеской) горе была женская Преображенская обитель, храм которой упоминается в 1557 году. В конце XVIII века этот монастырь выглядел довольно скромно, поэтому в 1763 году его решили ликвидировать, церковь и колокольню разобрали. Сегодня Чернеча гора в Униве является неповторимо спокойным местом, где находится кладбище, на котором покоятся монахи.
    Во время архимандритства Анастасия Радиловского (ок. 1547-1570) монастырь было отстроено и основано в нем монастырскую школу. Осенью 1648 года храм вновь страдает от нападения татар. Во второй половине XVII века жизнь в обители протекала спокойно, а подъем и расцвет монастыря связан с семьей Шептицких. Валаам Шептицкий, первый из унивских деятелей, принял унию в 1700 году, а в 1711 году собор монастырских настоятелей в Униве решил и в дальнейшем придерживаться древних монашеских традиций. С тех пор монастырь стал греко-католическим. Преемником Валаама стал его племянник Афанасий Шептицкий. По его инициативе состоялась реставрация и перестройка церкви и монастыря, восстановлено типографию, в которой было выдано более 60 наименований печатной продукции. После прихода австрийских властей в 1790 году монастырь был закрыт. Чтобы спасти обитель от полного уничтожения, митрополит Михаил Левицкий перестроил ее под свою резиденцию. В 20-х годах XIX века ликвидировали рвы и валы, разобрали угловые башни при восточных стенах. На месте южной стены появился величественный дворец. Отсюда Михаил Левицкий правил епархией 40 лет, и здесь его похоронили в 1858 году. Один из его преемников – Сильвестр Сембратович приложил много усилий к культурному возрождению. Для памяти вблизи резиденции был установлен памятный знак с вырезанным крестом и надписью «1836-1898».
    Благодаря Андрею Шептицкому возродилась монашеская жизнь в Униве. Унивскую обитель он передал монахам Студийского Устава (монахи Восточной Церкви, которые живут за правилом святого Теодора – игумена монастыря, основанного в V веке патрицием Студиос в Константинополе. Студитский устав ввел в Киево-Печерском монастыре около 1070 года св. Феодосий Печерский, откуда он распространился по другим монастырям) и вскоре предоставил статус Лавры. Количество монахов быстро росло, было создано самодостаточное хозяйство, действовал приют, сформировалась огромная библиотека, выходил в свет ежемесячный журнал. В 30-х годах открыто иконописную мастерскую, важнейшими работами которой стали росписи интерьера храма и наружных стен монастыря.
    Развитие монастыря прекратилось с приходом советской власти и арестом в 1947 году архимандрита Климентия. Студитскую Лавру закрыли, а взамен в его зданиях устроили психоневрологический интернат. Монашеская жизнь здесь была восстановлена уже во времена независимости в 1991 году, когда обителью снова начали заниматься монахи-студиты.
    Сегодня рядом с монастырем можно увидеть новую деревянную церковь. Идея создания этого храма возникла в 2007 году. Из-за большого количества паломников, которые часто прибывали в составе организованных групп и имели желание совместно помолиться, было решено возвести еще один храм для нужд паломников. 29 июня 2008 года храм был освящен в честь блаженных священномучеников Климентия и Леонтия. Проект церкви выполнил архитектор Роман Сулик, который также построил храм монастыря в Зарванице.
    Сегодня Свято-Успенская Унивская Лавра снова является одним из крупнейших паломнических центров Западной Украины. Начиная с 1994 года, каждый май в Униве проводят двухдневную молодежную прощу, организованную студенческим обществом «Обнова», Мальтийской службой помощи и монастырем студитов.

    Материалы официального сайта Студийского монашества
    (http://studyty.org.ua) и блога путешественников
    (http://ukrainaincognita.com/).

    Транспорт:
    Автобусное сообщение с автостанции № 6,
    ул. Лычаковская, 154.